Денис Новак: мы заполняем пробелы в законодательстве, которые накапливались 20 лет

Рассказать об изменения Гражданского кодекса РФ и дать однозначную трактовку нововведений для аудитории г. Челябинска, управляющий консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова пригласила заместителя начальника управления частного права Высшего Арбитражного Суда РФ, члена рабочих групп по разработке концепции развития гражданского законодательства и подготовке проекта изменений ГК РФ Дениса Васильевича Новака

Курс дела, 25.06.2013

Ссылка на источник


Рассказать об изменения Гражданского кодекса РФ и дать однозначную трактовку нововведений для аудитории г. Челябинска, управляющий консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова пригласила заместителя начальника управления частного права Высшего Арбитражного Суда РФ, члена рабочих групп по разработке концепции развития гражданского законодательства и подготовке проекта изменений ГК РФ Дениса Васильевича Новака

Курс дела, 25.06.2013

Ссылка на источник

Один из разработчиков поправок в Гражданский кодекс рассказал о влиянии новых норм на бизнес

Российское законодательство корректируется с такой завидной регулярностью, что уследить за всеми вносимыми изменениями не могут даже опытные юристы. Однако, модернизация одной из основ законодательства — Гражданского Кодекса, дело иное: эти изменения скорее всего затронут деятельность любой компании. Тем более, что это самая масштабная череда поправок, которые вносились в этот закон с момента принятия документа в 1994 году. Первые изменения уже вступили в силу с 1 марта, вторая волна корректировок будет принята в сентябре. Среди поправок - как совершенно новые нормы, так и доработанные старые. Так или иначе, бизнесу придется подстраиваться под изменившееся законодательство и здесь предприниматели могут столкнуться с рядом проблем. Для того, чтобы это происходило как можно реже, консалтинговая компания «Лигал Эксперт» 21 июня провела в Челябинске семинар «Модернизация Гражданского кодекса РФ», пригласив на него ведущим заместителя начальника управления частного права Высшего арбитражного суда РФ и одного из разработчика поправок в ГК — Дениса Новака. «Курса дела» узнал, как избежать неверных трактовок новых норм и чего ждать бизнесу от последних законодательных нововведений.

— Для чего вообще вносятся поправки? Разве прежняя редакция ГК так безнадежно устарела?

— Парадоксально, но если сравнивать Гражданский кодекс со всем массивом нашего законодательства, это был чуть ли не эталонный пример хорошего закона. Это видно по тому, насколько мало изменений в него было внесено за последние 20 лет. Но все же он принимался тогда, когда мало кто еще толком представлял, что такое рыночная экономика. Буквально наугад писались нормы, которые кстати, до сих пор неплохо работают. С другой стороны, ГК так и не смог избавиться от «родимого пятна» советского времени. И некоторые вещи уже потеряли актуальность.

— Когда же назрела необходимость внести поправки?


— Пять лет назад. Тогда был принят указ президента о модернизации Гражданского кодекса. Проводить ее планировалось по трем направлениям. Во-первых, учесть новых прецедентов в судебной практики и применить их в действующем гражданском законодательстве. Во-вторых, сблизить ГК с лучшими практиками европейских кодификаций и, в-третьих — создать условия для облегчения регулирования в рамках законодательства стран СНГ.

— Расскажите о своей роли в разработке этих поправок?

— Арбитражный суд был одним из основных участников этой работы, и рабочие группы, а потом и сам проект, возглавлялись непосредственно судьями ВАС. Поэтому я был довольно плотно вовлечен в работу, и непосредственно принимал участие во всех обсуждениях.

— Сколько уже внесено поправок? И как долго будет продолжаться этот процесс?

— Изначально мы подготовили большой документ, более чем на 800 страниц. И все эти изменения должны были вступить в силу практически одновременно. Но, естественно, в ходе обсуждения возникли множество разногласий. В основном между ведомствами, которые позиционировали себя как представители интересов бизнеса — Министерством экономического развития, Группой по созданию Международного финансового центра, и теми, кто понимал, что что изменения должны учитывать и интересы обычных граждан. Конечный итог нашей работы я оцениваю как чудо — после массы согласительных обсуждений из 100 разногласий осталось всего 2. И те в конечном в итоге не вошли в окончательную редакцию —это предложение повысить минимальный размер уставного капитала для ООО и акционерных обществ до 1 и 5 млн руб соответственно, а так же ввести норму обязательного раскрытие информации об оффшорах.

—А почему все же тогда поправки вступают в силу «по частям»?


— После того, как законопроект внесли на обсуждение в Госдуму, не все кто участвовал в его обсуждении согласились с поправками. Крупный бизнес и РСПП раскритиковали часть нововведений, которые предлагали те, кто позиционировали себя, как представители интересов бизнеса. Словом, снять все разногласия одним махом было не реально. Поэтому и приняли решение поделить изменения на 9 частей, и это принесло плоды - три из них уже практически приняты. Первые поправки вступили в силу с 1 марта, вторая часть начнет действовать с 1 сентября. И третий закон, буквально на днях Госдума принимает в третьем чтении, он должен вступить в силу с 1 октября. Следующие изменения будут приниматься уже в следующую осеннюю сессию.

— В чем суть уже принятых поправок, и как они повлияют на жизнь предпринимателей?

— Повлияют напрямую. В первую очередь, они вводят в правовой оборот принцип добросовестности, который позволит суду оценивать поведение участника гражданско-правовых отношений с точки зрения того, а не стремится ли он, формально основываясь на каком-то праве, получить выгоду незаконным или недобросовестным поведением? Этот принцип вводится законом, который вступил в силу с 1 марта. Что касается закона, который вступит в силу с 1 сентября, то он существенно изменит регулирование, касающееся действительности сделок.

— А как отразится на бизнесе это изменение?


— Проект направлен на решение ситуации, когда лицо, которое не хочет платить, начинает хвататься за какие-то формальные основания, чтобы признать сделку недействительной и освободиться от принятых на себя обязательств. Сейчас сделка, противоречащая закону является ничтожной и не имеет юридической силы. Лишь в случаях предусмотренных законом, она является оспоримой. По новым нормам, сделка противоречащая закону будет считаться оспоримой. Касаются бизнеса и правила об исковой давности. Вводится общий ограничитель — исковая давность в любом случае не может превышать 10 лет с момента нарушения права. Еще один заметный нюанс касается работы представительств и филиалов — до этого момента на доверенность на их работу можно было выдать на срок не более 3-х лет. Сейчас это ограничение снимается. Появляется новая глава «Решения собраний», которая будет регулировать проведение любых собраний, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия. Это и собрания участников юридических лиц, и собственников, в том числе помещений, и кредиторов в деле о банкротстве.

— На чем могут споткнуться, или уже споткнулись, юристы, применяя новые законодательные нормы?


— Пока можно привести только один пример, но на этом споткнулись не юристы, а законодатели. Пример, по сути, показывает недостатки постепенного ввода в действие поправок, которые изначально были единым целым. Дело в том, что закон, вступивший в силу с 1 марта, отменил регистрацию сделок с недвижимостью. В общем-то, затея была благая - избавить наш оборот от необходимости регистрировать и сделку, и переход права. Но из-за того, что это делалось в отрыве от новых норм о вещном праве, в числе тех сделок, регистрация которых была отменена, оказались и договоры аренды, где никакой двойной регистрации нет. Если бы такое положение вещей сохранилось, то в документ, доступный всем желающим — единый реестр не попадали бы сведения о том, что имущество обременено арендой. Вовремя опомнившись, Госдума в срочном порядке приняла закон об отмене «отмены регистрации аренды». Однако произошло следующее недоразумение: хоть Госдума и приняла закон 1 марта, президент его подписал только 4 марта, а это означает, что 2 и 3 марта — суббота и воскресенье — чудесные дни, когда не действовало правило об обязательной регистрации договора аренды. И уже сейчас опасаются, что будут всплывать договоры, заключенные в эти дни. И к новые владельцы какой-либо недвижимости будут с удивлением узнавать, что оказывается их собственность обременена арендой, лет этак на 49. Правда, Высший Арбитражный суд планирует дать на этот счет разъяснения, для того чтобы эту проблему решить.

— Можно ли неверно истолковать новые нормы и чем это грозит бизнесу?


— Неверно истолковать можно любую норму, как новую, так и старую. Понятно, что повышенная опасность неверного толкования наблюдается в отношении новых в отношении всего нового. Но в целом я полагаю, что нормы прописаны довольно понятно, и здесь все конечно уже будет зависеть от судебной практики. В том числе, и от популяризации, проведения семинаров.

— Действительно ли вносимые изменения могут устранить существующие в законодательстве пробелы?

— Многие из поправок как раз на это и направлены. К примеру, появляется решение о собраниях, о которых мы уже говорили. В законе, который должен вступить в силу с октября, устраняются пробелы в отношении регулирования бездокументарных ценных бумаг — этому посвящена целая глава. Также внимание уделено новым видов банковских счетов, которые на практике уже начали использоваться, но в гражданском законодательстве никак не регулируются. Кроме того, в «отредактированном» кодексе появится огромный массив, посвященный залоговому праву. И этими примерами дело не ограничится изменения, который ждут Гражданский кодекс — огромные. Ведь мы заполняем пробелы, которые накапливались последние двадцать лет.

Екатерина Гонова